Please reload

Предыдущие новости

У самого Карского моря. История главной арктической стройки

08.12.2017

 

Расстояние от Москвы до самого северного завода по производству сжиженного газа - как от Германии до Греции - 2300 км. Между тем, он находится на Ямале в Сабетте. Именно это место на ближайшие десятилетия станет центром газовой промышленности России и важным международным арктическим портом. Что такое - эта Сабетта для тех, кто еще не знает - в репортаже Елены Лысиковой. Первыми, больше 40 лет назад, на берег Обской губы, где сейчас находится поселок Сабетта, пришли геологи. На месте базирования экспедиции построили небольшой вахтовый поселок. Открытое тогда Южно - Тамбейское месторождение - сегодня в пятёрке крупнейших на Ямале.

 

В 2006-ом поселок почти опустел. Здесь оставались всего 19 человек. Мог ли кто-то тогда представить, что уже через несколько лет в Сабетте вырастет такой индустриальный гигант. А начиналось всё в 2012-ом году с закладки первой капсулы в основание порта. Вопреки санкциям, политическим вызовам и кризису в экономике. Дмитрий Кобылкин, губернатор ЯНАО: «Мы с вами закладываем большой мощный блок в госполитике России в Арктике».

 

От старта проекта Ямал СПГ до запуска первой линии потребовалось всего 4 года - самые современные технические разработки и, конечно, рабочие руки. В пик строительства в Сабетте трудилось больше 23-х тысяч человек. В числе первых объектов рабочие со всей страны построили в Сабетте самый северный международный аэропорт. Как и всё здесь - с применением ноу-хау. К примеру, чтобы основание взлетной полосы не пострадало от низких температур, использовали специальную подушку. Инзабек Гайнутдинов , главный специалист технадзора "Ямал СПГ": «Укладываем геокомпозитный материал тераму, чтобы при сезонной оттайке вода не попадала на взлетную полосу».

 

Сейчас рабочие заканчивают возведение самого северного завода по производству сжиженного природного газа в мире. В экстремальных условиях. Зима с сильными морозами и пронизывающим ветром здесь длится 8 месяцев. Влажность 100%. Из-за близости Карского моря мороз кажется крепче на 10 градусов. Несмотря на это, строительство ведется круглосуточно в две смены. Техника не всегда выдерживает, а люди справляются.

 

Сабетта сегодня - впечатляет! Её сердце - завод. Конструкция похожая на ракету - главный криогенный теплообменник. Именно он сжижает газ. Таких установки здесь будет три. После запуска они будут производить шестнадцать с половиной миллионов тонн готовой продукции. Сборка самого завода велась по принципу конструктора. Только на первой линии - 61 соединение.

 

Первые модули в Сабетту были поставлены ещё в прошлом году. Вес самого мощного - 5,5 тысяч тонн. Длина 97 метров. В сентябре 2016 года Сабетту посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он освятил храм Святой Троицы и лично обошел почти всю гигантскую стройку. Кирилл, патриарх Московский и всея Руси: «Вы здесь делаете великое дело. Я проехал на машине только от аэропорта до этого места и поразился объему производимых работ».

 

С высоты птичьего полета видно как от месторождения до завода вдоль всего поселка тянутся многокилометровые газовые нити. Они подходят к сепараторам. Когда завод заработает на полную мощь, они смогут очищать от примесей 27 миллиардов кубометров газа в год. Первая технологическая линия завода уже заработала. Пуск остальных намечен на ближайшие годы. С полным запуском завода «Ямал СПГ» Россия займет 10% мирового рынка газа. Запасов хватит на десятилетия. Впрочем, рекорды в Сабетте ставят не только на производстве, но и на льду.

 

В апреле 2016-го на Обской губе прошёл самый северный турнир по хоккею в мире. Это стало заявкой в Книгу рекордов Гинесса. Ямал СПГ - проект международный. Среди основных акционеров - компания НОВАТЭК, французская Тоталь, китайская Си Эн Пи Си и Фонд Шелкового пути. Всего в строительстве завода участвуют 15 стран. По суше в Саббету не доберешься. Стройматериалы, оборудование и продукты завозят сюда по Севморпути. Дорогу грузовым судам зимой пробивает ледокол.

 

В этом году в порт Сабетта зашел первый газовоз ледового класса «Кристоф де Маржери». Два рейса судна хватит, чтобы обеспечить голубым топливом такую страну как Латвия, сразу на полмесяца. Все дело в технологии. При сжижении природный газ уменьшается в объёме примерно в 600 раз. А после транспортировки его возвращают в исходное состояние. Прибытие газовоза в арктический порт - важное событие для всей страны. Это особо подчеркнул президент Владимир Путин. Владимир Путин, Президент РФ: «Заход нового ледового класса танкера - это большое событие в освоении Арктики. Как и строительство самого порта Сабетта, куда танкер зашел, который построен в чистом поле, как у нас говорят, с нуля. Это хорошие капиталовложения, современные технологии, которые позволяют осваивать богатства Арктики». Именно ледоколы в дальнейшем станут главными транспортировщиками сжиженного газа отсюда на материки. Через порт "Сабетта" по Севморпути будут проходить и другие грузы.

 

"Ямал Регион"

 

Please reload

ВИДЕО

© САБЕТТА

 Россия, ЯНАО, Сабетта  sabetta.web@gmail.com